Закон о прямых смешанных перевозках 1 сентября 2025
Закон о прямых комбинированных перевозках регулирует правила перемещения грузов, пассажиров,багажа, грузобагажа различными видами транспорта по единому транспортному документу (Федеральный закон № 288-ФЗот 8 августа 2024года).
Прямые консолидированные перевозки осуществляются на основании договора, заключаемого перевозчиком с грузоотправителем или пассажиром. Договор подтверждается единым транспортным документом в бумажной или электронной форме.
Грузоотправитель обязан своевременно предоставлять перевозчику достоверную документацию и информацию, включая наименование груза, сведения о грузе и его характеристиках, а также специальную маркировку.
Определены обязанности сторон перевозки. Устанавливаются детали возмещения ущерба, причиненного жизни или здоровью пассажира, багажу, клади, а также ущерба, причиненного грузоотправителю и грузополучателю.
Полный текст закона:
Статья 1. Общие положения
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации и осуществления перевозок грузов, пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (далее - перевозки в прямом смешанном сообщении).
2. В части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, при осуществлении перевозок в прямом смешанном сообщении в отношении каждого вида транспорта, участвующего в таких перевозках в прямом смешанном сообщении, применяются положения соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере транспорта.
Статья 2. Основы организации и осуществления перевозок в прямом смешанном сообщении
1. Порядок организации перевозок в прямом смешанном сообщении и взаимоотношения при организации перевозок в прямом смешанном сообщении участников перевозочного процесса прямых смешанных перевозок, которыми могут быть перевозчики, владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, владельцы объектов транспортной инфраструктуры автомобильного, внеуличного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, операторы морских линий, операторы морских терминалов и портов, речных портов, операторы железнодорожного подвижного состава, экспедиторы, а также иные участники перевозочного процесса прямых смешанных перевозок, определяются соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, заключаемым между ними.
2. Соглашение об организации перевозок в прямом смешанном сообщении заключается на основании свободного волеизъявления его сторон, присоединение к указанному соглашению осуществляется в порядке, установленном самим соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении. Понуждение к заключению соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, а также к присоединению к соглашению об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, заключенному участниками перевозочного процесса прямых смешанных перевозок, не допускается.
3. Соглашение об организации перевозок в прямом смешанном сообщении в том числе должно предусматривать:
1) порядок организации и осуществления перевозок в прямом смешанном сообщении, условия, связанные с технологией организации и осуществления перевозок в прямом смешанном сообщении;
2) направление в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств сведений, указанных в статье 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
3) порядок определения размера платы за перевозку в прямом смешанном сообщении, в том числе на основании регулируемых тарифов в случае, если регулирование тарифов применяется при осуществлении перевозок на видах транспорта, участвующих в перевозках в прямом смешанном сообщении, а также с учетом льгот в случае, если льготы применяются при осуществлении перевозок на видах транспорта, участвующих в перевозках в прямом смешанном сообщении;
4) порядок расчета срока доставки грузов с учетом положений части 9 настоящей статьи, если соглашение об организации перевозок в прямом смешанном сообщении заключается для перевозки грузов;
5) порядок определения мест приема груза у грузоотправителя, мест выдачи груза грузополучателю, мест, в которых осуществляется передача груза с одного вида транспорта на другой (далее - пункт приема, выдачи или передачи груза), или мест отправления и прибытия транспортных средств, в которых осуществляются посадка пассажиров в транспортное средство, высадка пассажиров из транспортного средства, обслуживание пассажиров, прием и выдача ручной клади, багажа, грузобагажа;
6) перечень услуг, которые предоставляются пассажиру, грузоотправителю, грузополучателю при перевозке в прямом смешанном сообщении, перечень услуг, которые предоставляются пассажиру в случае задержки транспортного средства при отправлении и (или) в процессе перевозки в прямом смешанном сообщении, а также порядок предоставления таких услуг;
7) порядок и сроки согласования, предусмотренного частью 4 статьи 3 настоящего Федерального закона;
8) основания для отказа сторон соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении от согласования перевозки в прямом смешанном сообщении в случае, предусмотренном частью 5 статьи 3 настоящего Федерального закона;
9) порядок и сроки предоставления информации, предусмотренной пунктом 2 части 11 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также состав такой информации;
10) порядок и сроки расчетов между сторонами соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении в связи с организацией и осуществлением перевозки в прямом смешанном сообщении;
11) размер и порядок внесения платы, предусмотренной частью 11 статьи 4 настоящего Федерального закона;
12) случаи и порядок уплаты пассажиру, грузоотправителю, грузополучателю возмещения в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона;
13) ответственность сторон соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению об организации перевозок в прямом смешанном сообщении;
14) типы и характеристики транспортных средств, используемых при перевозках в прямом смешанном сообщении;
15) виды грузов, принимаемых к перевозкам в прямом смешанном сообщении, в случае, если соглашение об организации перевозок в прямом смешанном сообщении заключается для перевозки грузов;
16) порядок установления сторонами соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении расписания движения транспортных средств, предусмотренного частью 9 статьи 3 настоящего Федерального закона, в случае, если соглашение об организации перевозок в прямом смешанном сообщении заключается для перевозки пассажиров;
17) порядок изменения и расторжения соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, изменения состава сторон соглашения и выхода стороны соглашения из указанного соглашения.
4. В случае изменения соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, выхода стороны соглашения из указанного соглашения или его расторжения стороны соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении продолжают выполнять обязательства по соглашению об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, необходимые для исполнения договора перевозки в прямом смешанном сообщении, заключенного до изменения соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, выхода стороны соглашения из указанного соглашения или его расторжения.
5. При осуществлении перевозок в прямом смешанном сообщении условия перевозки в прямом смешанном сообщении пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа и уровень обслуживания пассажиров могут быть улучшены перевозчиками, являющимися сторонами соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, по сравнению с условиями перевозки пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа и уровнем обслуживания пассажиров, которые установлены положениями соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере транспорта.
6. Положения настоящего Федерального закона об организации и осуществлении перевозок грузов в прямом смешанном сообщении применяются также к отношениям, связанным с перевозками в прямом смешанном сообщении с участием железнодорожного и водного (морского и речного) транспорта порожних грузовых вагонов.
7. Перевозчик, являющийся стороной соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, предоставляет информацию, в том числе путем размещения на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о заключенном соглашении об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, об услугах, предоставляемых в соответствии с договором перевозки в прямом смешанном сообщении, условиях перевозки в прямом смешанном сообщении, о порядке заключения договора перевозки в прямом смешанном сообщении, об информации и о документах, необходимых для осуществления перевозки в прямом смешанном сообщении, размере платы за перевозку в прямом смешанном сообщении, порядке и сроках внесения платы за перевозку в прямом смешанном сообщении.
8. Перевозчик, являющийся стороной соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, должен соответствовать требованиям, предъявляемым законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере транспорта к перевозчикам, осуществляющим перевозки тем видом транспорта, к которому относится перевозчик.
9. Если иное не установлено соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении в соответствии с пунктом 4 части 3 настоящей статьи, общий срок доставки груза в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков перевозки груза видами транспорта, участвующими в перевозке в прямом смешанном сообщении, рассчитанных на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих в отношении таких видов транспорта, а также сроков выполнения операций по передаче груза с одного вида транспорта на другой вид транспорта, установленных соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении.
10. Для целей применения части 9 статьи 3 настоящего Федерального закона временем передачи груза с одного вида транспорта на другой вид транспорта считаются момент прибытия транспортного средства с грузом в пункт передачи груза и уведомление стороны соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, которой будет передаваться груз, о доставке груза и готовности его к передаче.
Подробный текст: ссылка