История
[править | править код]
За всё время существования человечества можно выделить три революции в развитии грузоперевозок, и на подходе четвёртая. В ближайшее время идут разработки беспилотных электрогрузовиков:
- изобретение колеса существенно упростило процесс перемещения грузов.
- приручение человеком некоторых животных для перевозки тяжестей (появился домашний скот). В результате отпала необходимость тратить собственные силы на перевозку товаров.
- естественно — изобретение и изготовление транспортных средств. Это позволило уменьшить время грузоперевозки в несколько раз и, опять-таки, уменьшило затраты человеческих сил. В настоящее время, когда технологии с каждым днём становятся все совершенней и совершенней, перевозить грузы можно в любых количествах и на любые расстояния.
Основные виды перевозки грузов
[править | править код]
- Водным транспортом.
- Железнодорожным транспортом.
- Автотранспортом.
- Авиатранспортом (самолётом, вертолётом).
- Трубопровод
Грузоперевозки, совершаемые при помощи водного транспорта
[править | править код]
Перевозки грузов при помощи водного транспорта (морского и речного) — это один из самых сложных и трудновыполнимых видов перевозки. Необходимо строгое выполнение всех требований при данном виде перевозки грузов как от самого заказчика, так и от компании, которая оказывает данные услуги.
При морской грузоперевозке нужно немалое количество затрат энергетических и трудовых ресурсов. Но можно заметить, что всевозможные сложности с организацией морских грузоперевозок компенсируются всеми предоставляемыми его возможностями. Прежде всего, они связаны с географическим месторасположением разных пунктов доставки и погрузки какого-нибудь объекта. Данный вид транспортировки является самым медленным и самым дешёвым среди всех возможных видов перевозки грузов. Чаще всего, этот вид доставки грузов осуществляется в контейнерах, которые имеют стандартные, принятые во всем мире, характеристики: габариты, массу, особенности конструкции. Использование подобных «ёмкостей» позволяет обезопасить груз от внешних воздействий.
Грузоперевозки, совершаемые при помощи железнодорожного транспорта
[править | править код]
Основная статья: Грузовой поезд
Перевозки грузов при помощи железнодорожного транспорта являются одними из наиболее экономичных и дают огромные возможности для перевозки достаточно больших объектов. Почти весь наземный транспорт проигрывает по своим характеристикам грузоподъемности железнодорожному транспорту. Это позволяет быть данному виду грузоперевозки одним из самых популярных в горнодобывающем производстве и в тяжёлой промышленности.
Одной из главных задач развития экономики данной сферы транспортной отрасли является создание полноправного конкурентного рынка как для непосредственных участников процесса транспортировки, так и для субъектов внутри самой отрасли[1].
Грузоперевозки, совершаемые при помощи автотранспорта
[править | править код]
Запрос «Автомобильные грузовые перевозки» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.
См. также: Автомобильные перевозки, Грузовой автомобиль, Автопоезд, Водитель-дальнобойщик и TIR
Перевозки грузов при помощи автотранспорта является одним из самых популярных[2]. Основные преимущества:
- Быстрая и своевременная доставка, осуществляемая по принципу «до двери».
- Во время перевозки обеспечивается полный контроль над грузом.
- Гибкое планирование маршрутов.
- Высокая экономичность.
В России доля автоперевозок в грузообороте по данным на 2018 год составляла лишь около 4,5 % (преобладает железнодорожный транспорт), тогда в большинстве стран мира доля автомобильного транспорта в грузообороте значительно выше: в Великобритании — 81,9 %, в Германии — 61,6 %, в США — 47 %, в Китае — 33,2 %[3]. В США автомобилями доставляется всё, кроме сыпучих продуктов на большие расстояния (это делает железная дорога) и нефти и газа (тут используются трубопроводы и танкеры)[4].
Автомобильному транспорту нет адекватной замены при грузоперевозках на малые и средние расстояния. Первое место среди грузовых автомобильных перевозок занимают перевозки тарно-штучных грузов. Для повышения эффективности перевозки тарно-штучных грузов используются контейнеры, поддоны и пакеты, чтобы максимально укрупнить грузовые единицы. При этом если обслуживаются клиенты, не обладающие механизированными погрузо-разгрузочными пунктами, то часто используются автомобили, оборудованные погрузо-разгрузочными приспособлениями. При строительстве, при разработке полезных ископаемых и в сельском хозяйстве в больших объемах выполняются перевозки навалочных грузов. Для них используют самосвалы, которые обеспечивают быструю разгрузку[5].